Всяк курильщик
знает, что такое контрабандные сигареты. Не всяк курильщик понимает разницу
между контрабандными (незаконно ввезенными) и контрафактными (поддельными,
зачастую под известные торговые марки) сигаретами. И если контрабандные
сигареты – это нерастаможенные изделия, выпущенные на официальных табачных
фабриках по утвержденным международным стандартам, то контрафакт – это
сигареты, изготовленные на небольших подпольных производствах, и в которых,
наряду с табаком низкого качества, может находиться неизвестно что. Эти два
разных понятия объединяет лишь одно – более низкая стоимость, по сравнению с
легальными табачными изделиями.
Несколько лет
назад Всемирная таможенная организация (WCO) опубликовала статистические данные, согласно которым совокупный мировой
объем табачного рынка составлял 5700 млрд сигарет в год, из которых 600 млрд
сигарет – нелегальные. То есть, каждая десятая выкуренная сигарета является
либо контрабандной, либо контрафактной. 58% теневого табачного рынка –
контрабанда, 42% - подделки известных брендов. Любопытно, что основным
потребителем контрафакта является Европа, на которую приходится две трети всего
нелегального оборота сигарет.
80% поддельных
сигарет, попадающих на мировой рынок, выпускаются в Китае. По данным WCO, там ежегодно выпускается до 200 млрд
контрафактных сигарет. Контрафактные сигареты также массово производят в других
странах Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и Южной Америки. Небольшое
количество подпольных фабрик находятся и на территории Восточной Европы. В
частности, пару лет назад правоохранительные органы ликвидировали две фабрики
по производству «левых» сигарет в Латвии и Польше.
Огромное
количество проблем доставляет контрабанда легально выпущенных, но
нерастаможенных сигарет с территорий России, Молдовы и Беларуси. Не уступает и
Украина, через которую идут потоки контрабанды в Европу и Ближний Восток. По
данным Европейского бюро по борьбе с контрабандой и мошенничеством (OLAF), потери стран Европейского Союза от торговли контрабандными
сигаретами составляют 10 млрд евро ежегодно. Расцвет контрабанды сигаретами
пришелся на начало и середину 2000-х годов и связан, прежде всего, с
директивами Евросоюза, в которых закреплялся рост минимальных акцизов на табак
и табачную продукцию. К примеру, в ФРГ за пять лет (2001-2006 г .г.) налог на сигареты
поднимался шесть раз, увеличившись на 70%, в результате чего потребление
контрабандных сигарет выросло в два раза, до 21%. В Литве акциз подняли в пять
раз в течение нескольких лет, и сейчас эта страна занимает лидирующую позицию в
потреблении контрабанды – 49%. В
Норвегии нелегальные сигареты занимают 33% табачного рынка, в Болгарии - 32%,
во Франции и Великобритании - по 23%.
Как это «работает»
Есть два вида
контрабанды: из Украины и в Украину.
В Украину заезжают
фуры, якобы транзитом в Европу, затем через «свои» таможенные пункты, ставят
печати о выезде и разворачиваются обратно в Украину. Это, так называемый,
«прерванный транзит». Завозят, в основном, сигареты, вполне легальные с уплаченным
акцизом (то есть, с наклеенными марками) беларусского и молдавского
производства. До недавнего времени контрафактом занималась и донецкая фабрика
«Хамадей», изделия которой можно было встретить во всех городах Украины и
Европы.
Из Украины
контрабанда сигарет в Европу попадает разными способами. Это и грузовики, и
тоннели, и железная дорога (прячут в полостях бревен), и дельтапланы, и на себе
носят. Разумеется, больше всего попадает контрабанды в грузовиках-фурах через
украинско-венгерскую границу. Но, не вся.
Вот, что пишет в
Фейсбук украинский журналист Кристина Бердинских:
Несколько лет назад
писала статью о контрабанде сигарет из Украины в Европу. Тогда очень помогла
румынская пограничная полиция. На румыно-украинской границе рассказали, каким
образом пытаются провезти сигареты из Украины. В качестве примера показали
крупную партию контрабандных сигарет, которую изъяли на днях - 2,7 млн. штук
сигарет марки Jin Ling. Контрабандисты шли ночью. Каждый человек был увешан
несколькими коробками с сигаретами, по 13-15 кг . каждая. То есть, один человек нес
почти по 50 кг .
сигарет на себе. Когда пограничники их заметили, украинцы сбросили груз и
разбежались. Нескольких задержали.
Jin Ling - контрабандный бренд. В ЕС нет легального рынка распространения этих сигарет. Их выпускают исключительно для контрабандной продажи. В Европе есть по крайней мере 2 фабрики, которые занимались выпуском этих сигарет: Балтийская табачная фабрика в Калининграде и Львовская табачная фабрика.Та партия, которую я видела своими глазами в Румынии в 2013-м году, была львовского производства.
Я отправила запрос на фабрику. Спустя несколько дней мне позвонил какой-то мужчина по поручению фабрики, предложил встретиться в Киеве. Когда я спросила, сможет ли он дать мне комментарий, ответил, что нет, но возможно он сможет меня "уговорить", чтобы статья не вышла. Я конечно же отказалась от подобной встречи. Статья вышла. Львовская табачная фабрика продолжила работать, как ни в чем не бывало. Знаю, что о ней снимал сюжет еще телеканал ZIK.
Поэтому, если говорить о контрабанде сигарет, не Закарпатьем единым.
Jin Ling - контрабандный бренд. В ЕС нет легального рынка распространения этих сигарет. Их выпускают исключительно для контрабандной продажи. В Европе есть по крайней мере 2 фабрики, которые занимались выпуском этих сигарет: Балтийская табачная фабрика в Калининграде и Львовская табачная фабрика.Та партия, которую я видела своими глазами в Румынии в 2013-м году, была львовского производства.
Я отправила запрос на фабрику. Спустя несколько дней мне позвонил какой-то мужчина по поручению фабрики, предложил встретиться в Киеве. Когда я спросила, сможет ли он дать мне комментарий, ответил, что нет, но возможно он сможет меня "уговорить", чтобы статья не вышла. Я конечно же отказалась от подобной встречи. Статья вышла. Львовская табачная фабрика продолжила работать, как ни в чем не бывало. Знаю, что о ней снимал сюжет еще телеканал ZIK.
Поэтому, если говорить о контрабанде сигарет, не Закарпатьем единым.
***
А вот, что писала
газета «Зеркало недели» в августе 2012 года:
Представляется, что
дешевые белорусские сигареты переправляются для продажи в Украину, где сигареты
дороже. Однако почти все случаи конфискации контрабандных сигарет зафиксированы
в Брестской области Беларуси либо Волынской области Украины. Если бы сигареты
предназначались для украинского рынка, то логичнее было бы гнать их из
Гомельской области в Черниговскую и далее по всей Украине. В реальности же почти
вся контрабанда белорусских сигарет сконцентрирована на крайнем западном
участке совместной границы. Причины этого явления объясняют факты конфискации
белорусских сигарет при попытке переправить их через украинско-польскую
границу. Первый заместитель председателя Государственной пограничной службы
Украины Павел Шишолин сообщил, что очень часто отмечаются попытки переместить
сигареты в районе стыка границ Украины, Беларуси и Польши, соответственно, — из
Беларуси в Польшу через Украину. Его белорусский коллега, начальник
пресс-службы Брестской пограничной группы Александр Кислов говорит: «Обычно
перевозчики провозят (белорусские) сигареты через Украину небольшими партиями.
Они потом складируются в арендованных у местных жителей помещениях. Откуда
большими партиями идут дальше». Поведение контрабандистов представляется
нелогичным, ведь у Беларуси есть собственная граница с Польшей. Перевозка
сигарет через Украину мало того, что удорожает транспортировку, но и несет
дополнительный риск, так как выявленные на украинской территории сигареты с
белорусскими акцизными марками подлежат конфискации. Такое поведение может
объясняться тем, что риск быть выявленным при пересечении украинско-польской
границы намного меньше, чем при пересечении белорусско-польской границы.
Аналогичная ситуация наблюдается и на стыке границ Украины, Молдовы и Румынии.
Украинские пограничники систематически перехватывают при попытке вывоза из
Украины в Румынию молдавские сигареты. Но большинство случаев перехвата
происходят в Черновицкой области неподалеку от молдавской границы. То есть
напрямую везти молдавские сигареты в Румынию почему-то неудобно, хотя у
половины граждан Молдовы есть румынские паспорта. Лучше делать это через
Украину, хотя украинским гражданам для посещения Румынии требуется виза.
Транзитная контрабанда не ограничивается ближайшими соседями. Например, за
последние годы в Украине неоднократно задерживали крупные партии сигарет марки
Regal. Эту марку сигарет в Украине никто не курит. Но такие сигареты очень
популярны в Англии, и они, очевидно, направлялись именно туда. Кружной маршрут
через несколько стран не нов для контрабандистов, но при этом они почему-то
любят использовать Украину для транзита.
***
Почему люди
покупают «левые» сигареты и контрабанду? Ответ очевиден: потому что дешевле.
Акциз на сигареты повышают постоянно, цены растут. Для многих неважно уже, что
контрафактные сигареты изготавливают непонятно из чего, да и табака там не так
уж и много. Все имеет две стороны: с одной, с повышением акциза государство
получает дополнительный доход в бюджет; с другой стороны увеличивается
производство контрафакта, с которого бюджет не получает вообще ничего. А с
контрабанды за рубеж кормятся все, кому ни лень – торговцы, таможенники,
правоохранительные структуры, но в бюджет, опять же, ничего не попадает.
Для полноты
картинки, можно пройтись по любому рынку и рыночку в Николаеве (как и в любом
другом городе) и воочию убедиться в том, что контрабанда и контрафакт свободно
реализуются во вполне легально или не очень функционирующих киосках. Буквально
на днях, в одном из таких киосков появились арабские сигареты. И они попали в
Украину явно не из Беларуси или Молдовы. Хотя, как знать, пути контрабандистов
неисповедимы…
Комментариев нет:
Отправить комментарий