четверг, 23 июля 2015 г.

Неисповедимые пути контрабанды

Всяк курильщик знает, что такое контрабандные сигареты. Не всяк курильщик понимает разницу между контрабандными (незаконно ввезенными) и контрафактными (поддельными, зачастую под известные торговые марки) сигаретами. И если контрабандные сигареты – это нерастаможенные изделия, выпущенные на официальных табачных фабриках по утвержденным международным стандартам, то контрафакт – это сигареты, изготовленные на небольших подпольных производствах, и в которых, наряду с табаком низкого качества, может находиться неизвестно что. Эти два разных понятия объединяет лишь одно – более низкая стоимость, по сравнению с легальными табачными изделиями.

Несколько лет назад Всемирная таможенная организация (WCO) опубликовала статистические данные, согласно которым совокупный мировой объем табачного рынка составлял 5700 млрд сигарет в год, из которых 600 млрд сигарет – нелегальные. То есть, каждая десятая выкуренная сигарета является либо контрабандной, либо контрафактной. 58% теневого табачного рынка – контрабанда, 42% - подделки известных брендов. Любопытно, что основным потребителем контрафакта является Европа, на которую приходится две трети всего нелегального оборота сигарет.
80% поддельных сигарет, попадающих на мировой рынок, выпускаются в Китае. По данным WCO, там ежегодно выпускается до 200 млрд контрафактных сигарет. Контрафактные сигареты также массово производят в других странах Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и Южной Америки. Небольшое количество подпольных фабрик находятся и на территории Восточной Европы. В частности, пару лет назад правоохранительные органы ликвидировали две фабрики по производству «левых» сигарет в Латвии и Польше.
Огромное количество проблем доставляет контрабанда легально выпущенных, но нерастаможенных сигарет с территорий России, Молдовы и Беларуси. Не уступает и Украина, через которую идут потоки контрабанды в Европу и Ближний Восток. По данным Европейского бюро по борьбе с контрабандой и мошенничеством (OLAF), потери стран Европейского Союза от торговли контрабандными сигаретами составляют 10 млрд евро ежегодно. Расцвет контрабанды сигаретами пришелся на начало и середину 2000-х годов и связан, прежде всего, с директивами Евросоюза, в которых закреплялся рост минимальных акцизов на табак и табачную продукцию. К примеру, в ФРГ за пять лет (2001-2006 г.г.) налог на сигареты поднимался шесть раз, увеличившись на 70%, в результате чего потребление контрабандных сигарет выросло в два раза, до 21%. В Литве акциз подняли в пять раз в течение нескольких лет, и сейчас эта страна занимает лидирующую позицию в потреблении контрабанды – 49%.  В Норвегии нелегальные сигареты занимают 33% табачного рынка, в Болгарии - 32%, во Франции и Великобритании - по 23%.

Как это «работает»
Есть два вида контрабанды: из Украины и в Украину.
В Украину заезжают фуры, якобы транзитом в Европу, затем через «свои» таможенные пункты, ставят печати о выезде и разворачиваются обратно в Украину. Это, так называемый, «прерванный транзит». Завозят, в основном, сигареты, вполне легальные с уплаченным акцизом (то есть, с наклеенными марками) беларусского и молдавского производства. До недавнего времени контрафактом занималась и донецкая фабрика «Хамадей», изделия которой можно было встретить во всех городах Украины и Европы.
Из Украины контрабанда сигарет в Европу попадает разными способами. Это и грузовики, и тоннели, и железная дорога (прячут в полостях бревен), и дельтапланы, и на себе носят. Разумеется, больше всего попадает контрабанды в грузовиках-фурах через украинско-венгерскую границу. Но, не вся.
Вот, что пишет в Фейсбук украинский журналист Кристина Бердинских:
Несколько лет назад писала статью о контрабанде сигарет из Украины в Европу. Тогда очень помогла румынская пограничная полиция. На румыно-украинской границе рассказали, каким образом пытаются провезти сигареты из Украины. В качестве примера показали крупную партию контрабандных сигарет, которую изъяли на днях - 2,7 млн. штук сигарет марки Jin Ling. Контрабандисты шли ночью. Каждый человек был увешан несколькими коробками с сигаретами, по 13-15 кг. каждая. То есть, один человек нес почти по 50 кг. сигарет на себе. Когда пограничники их заметили, украинцы сбросили груз и разбежались. Нескольких задержали.
Jin Ling - контрабандный бренд. В ЕС нет легального рынка распространения этих сигарет. Их выпускают исключительно для контрабандной продажи. В Европе есть по крайней мере 2 фабрики, которые занимались выпуском этих сигарет: Балтийская табачная фабрика в Калининграде и Львовская табачная фабрика.Та партия, которую я видела своими глазами в Румынии в 2013-м году, была львовского производства.
Я отправила запрос на фабрику. Спустя несколько дней мне позвонил какой-то мужчина по поручению фабрики, предложил встретиться в Киеве. Когда я спросила, сможет ли он дать мне комментарий, ответил, что нет, но возможно он сможет меня "уговорить", чтобы статья не вышла. Я конечно же отказалась от подобной встречи. Статья вышла. Львовская табачная фабрика продолжила работать, как ни в чем не бывало. Знаю, что о ней снимал сюжет еще телеканал ZIK.
Поэтому, если говорить о контрабанде сигарет, не Закарпатьем единым.
***
А вот, что писала газета «Зеркало недели» в августе 2012 года:
Представляется, что дешевые белорусские сигареты переправляются для продажи в Украину, где сигареты дороже. Однако почти все случаи конфискации контрабандных сигарет зафиксированы в Брестской области Беларуси либо Волынской области Украины. Если бы сигареты предназначались для украинского рынка, то логичнее было бы гнать их из Гомельской области в Черниговскую и далее по всей Украине. В реальности же почти вся контрабанда белорусских сигарет сконцентрирована на крайнем западном участке совместной границы. Причины этого явления объясняют факты конфискации белорусских сигарет при попытке переправить их через украинско-польскую границу. Первый заместитель председателя Государственной пограничной службы Украины Павел Шишолин сообщил, что очень часто отмечаются попытки переместить сигареты в районе стыка границ Украины, Беларуси и Польши, соответственно, — из Беларуси в Польшу через Украину. Его белорусский коллега, начальник пресс-службы Брестской пограничной группы Александр Кислов говорит: «Обычно перевозчики провозят (белорусские) сигареты через Украину небольшими партиями. Они потом складируются в арендованных у местных жителей помещениях. Откуда большими партиями идут дальше». Поведение контрабандистов представляется нелогичным, ведь у Беларуси есть собственная граница с Польшей. Перевозка сигарет через Украину мало того, что удорожает транспортировку, но и несет дополнительный риск, так как выявленные на украинской территории сигареты с белорусскими акцизными марками подлежат конфискации. Такое поведение может объясняться тем, что риск быть выявленным при пересечении украинско-польской границы намного меньше, чем при пересечении белорусско-польской границы. Аналогичная ситуация наблюдается и на стыке границ Украины, Молдовы и Румынии. Украинские пограничники систематически перехватывают при попытке вывоза из Украины в Румынию молдавские сигареты. Но большинство случаев перехвата происходят в Черновицкой области неподалеку от молдавской границы. То есть напрямую везти молдавские сигареты в Румынию почему-то неудобно, хотя у половины граждан Молдовы есть румынские паспорта. Лучше делать это через Украину, хотя украинским гражданам для посещения Румынии требуется виза. Транзитная контрабанда не ограничивается ближайшими соседями. Например, за последние годы в Украине неоднократно задерживали крупные партии сигарет марки Regal. Эту марку сигарет в Украине никто не курит. Но такие сигареты очень популярны в Англии, и они, очевидно, направлялись именно туда. Кружной маршрут через несколько стран не нов для контрабандистов, но при этом они почему-то любят использовать Украину для транзита.
***
Почему люди покупают «левые» сигареты и контрабанду? Ответ очевиден: потому что дешевле. Акциз на сигареты повышают постоянно, цены растут. Для многих неважно уже, что контрафактные сигареты изготавливают непонятно из чего, да и табака там не так уж и много. Все имеет две стороны: с одной, с повышением акциза государство получает дополнительный доход в бюджет; с другой стороны увеличивается производство контрафакта, с которого бюджет не получает вообще ничего. А с контрабанды за рубеж кормятся все, кому ни лень – торговцы, таможенники, правоохранительные структуры, но в бюджет, опять же, ничего не попадает.
Для полноты картинки, можно пройтись по любому рынку и рыночку в Николаеве (как и в любом другом городе) и воочию убедиться в том, что контрабанда и контрафакт свободно реализуются во вполне легально или не очень функционирующих киосках. Буквально на днях, в одном из таких киосков появились арабские сигареты. И они попали в Украину явно не из Беларуси или Молдовы. Хотя, как знать, пути контрабандистов неисповедимы…


Комментариев нет:

Отправить комментарий