В одном из своих материалов я сетовал на то, что многие люди черпают информацию из заголовков
новостей на сайтах, а те, кто смотрит телевизор – из бегущей строки. Этот
своеобразный тренд подтвердили эксперты на прошедшем в начале июня в Вашингтоне
(США) Всемирного газетного конгресса. Хотя, на самом деле, все гораздо
печальнее.
В связи с
достаточно быстрым распространением в мире такого устройства, как «умные часы»,
появился термин «журналистика быстрого взгляда». То есть, это некая информация,
которая появляется на крошечном дисплее умных часов, а их владелец, постоянно
отвлекающийся от созерцания экрана способен лишь на прочтение коротких и очень
емких текстов-заголовков, в которых якобы заложена суть новости. Журналистика
для людей, которые все время отвлекаются.
Один из
экспертов, американский газетный дизайнер Марио Гарсиа, в своем видении нового
тренда высказался так: «Большинство традиционных журналистов
привыкли относиться к своим материалам как к хорошо прожаренному стейку,
который нужно долго и тщательно готовить. Но некоторые люди в определенный
момент хотят съесть лишь закуску, то есть краткую информацию, только самое
важное. Никогда нельзя быть уверенным, где
люди читают ваши новости: в метро, на бегу или сидя в уютном кресле дома. Если
раньше все медиапотребление можно было разделить на два больших блока:
откинувшись назад или наклонившись вперед, то теперь к ним добавился еще один -
пара секунд, когда вы подносите руку с часами к глазам».
Конечно, в наше
время все меняется настолько быстро, что порой не успеваешь привыкнуть к
чему-то, как уже приходиться привыкать к новациям, кажущимся еще вчера просто
кадрами из фантастических фильмов. Впрочем, любители фастфуда, в том числе,
информационного, были всегда. А фастфуд, так любимый народом, не причиняет
особого вреда, если употребляется в небольших количествах и редко. Иначе, через
месяц-другой постоянного потребления появляется гастрит, а там и до язвы
желудка рукой подать. Так и в медиа сфере. Привыкнуть читать заголовки или короткие
новости в одну строку «а-ля твиттер» можно быстро. Но, так же быстро можно
разучиться думать и анализировать. «Хорошо прожаренный стейк», - помните?
Есть еще один
очень важный аспект в контексте «информация-аудитория», вечный вопрос: кто
должен формировать сознание – редакция, действующая в соответствии с законами и
канонами профессии или потребитель, формирующий спрос на ту либо иную
информацию. С точки зрения бизнеса, это, конечно потребитель, ибо он платит. Потребитель
хочет читать то, что ему интересно, это его право. Беда в том, что потребитель
информации везде разный, хотя общие черты присутствуют. На Западе, то есть в
странах с высокими доходами (по сравнению с Украиной) и несоветским прошлым,
информационные запросы несколько иные, нежели у нас. В странах постсоветского
пространства, в том числе в Украине, запросы на информацию, как правило,
примитивны и незамысловаты. Достаточно спросить среднестатистического читателя
газет, что ему интересно, он ответит: программа ТВ, сканворды, рецепты, советы
огородникам, рассказы «за жизнь» и криминал. Ах да, еще гороскоп. У читателя новостных
Интернет-ресурсов запросы отличаются: скандалы, криминал, видео.
Конечно, есть
свой потребитель и у серьезной, жанровой журналистики: аналитики, авторских
колонок и пр. К «журналистике быстрого взгляда» серьезные тексты отношения не
имеют, потому как готовятся тщательно и рассчитаны на долгое чтение. Кстати,
наряду с новостным фастфудом, все большую популярность набирает такая платформа,
как «лонгрид», что в буквальном переводе означает «длинное чтение». Лонгрид,
по сути, представляет собой специальный проект интернет-издания, посвященный какой-то определенной
теме. Лонгрид отличают подача материала, интересная верстка, экспериментальный дизайн, различные
слайдшоу, инфографика, что сразу же выделяет его на фоне других сайтов или иных
публикаций издания. Лонгриды еще
называют Интернет-журналами из-за схожести верстки и наличия большеформатных
фото и иллюстраций, которые можно смотреть «во весь экран».
Новые тенденции в
способе подаче информации, а не в ее качестве, будут несомненно развиваться.
Это инновации, от которых никуда не деться. Через какое-то время мы тоже будем
читать заголовки новостей на дисплеях своих умных часов или, в крайнем случае,
на экранах смартфонов. Нам будут пытаться доказать, что это и есть информация,
хотя это только мостик от заголовка к тексту. Поэтому, чтобы не стать уже
сейчас жертвами заголовков, ищите своих интересных авторов, ищите тот контент,
читая который вы сможете остаться, прежде всего, человеком, способным думать и
анализировать. В ближайшей перспективе это очень понадобится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий