Наблюдая за последними политическими и общественными событиями в Украине, я натолкнулся на небольшое сообщение одного из сайтов о свежем высказывании премьер-министра Н.Азарова. Премьер заявил примерно следующее: через полтора месяца будет ровно год, как мы не получаем от МВФ ни одного доллара. И отсутствие кредитных международных ресурсов не привело к проблемам в стране, все внешние обязательства правительство выполняет добросовестно, все социальные программы финансируются. Мол, этот год прожили без проблем, проживем и следующий.
Ну, предположим, насчет полного финансирования социальных программ Николай Янович погорячился… Достаточно посмотреть новости по телевизору, все эти акции «афганцев», «чернобыльцев» и прочих обиженных квази-реформами. В Донецке вон, вообще льготники захватили помещение Пенсионного фонда и объявили голодовку в протест против сокращения пенсий в несколько раз.
Но, я не об этом. Мысль о том, что страна, худо-бедно, но год прожила без кредитов МВФ, как-то взбодрила, что ли. Тому, кто внимательно старается следить за публичной ломаной логикой украинского политикума и чиновничества, иногда удается выстроить некую цепочку, благодаря которой государство не получало кредитные транши. Это и попытки договорится с Россией насчет стоимости газа, и торжища с Европейскими институциями, открыто высказывающими свое недовольство уголовными преследованиями оппозиции и т.д. Однако, факт остается фактом: Украина не заимствовала деньги и все тут.
В связи с этим, я хочу поведать небольшую историю о маленькой и гордой стране с не очень уютным климатом. В этой стране, в которой проживает 320 тысяч жителей (население Херсона, - авт.), люди не носят фамилий. Там нет армии и железной дороги. Вместо премьер-министра у них – министр-президент. Ежегодно в этой стране выпускается 400 наименований книг и литературных журналов. Существует 30 еженедельных и 5 ежедневных газет. Государство это входит в НАТО, Северный совет, Организацию экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Всемирный банк, ООН и ее специализированные организации, а также Совет Европы и Европейскую ассоциацию свободной торговли. В 2007 году эта страна была признана лучшей в мире по условиям проживания. В 2008 году, вследствие мирового экономического кризиса, страна объявила себя банкротом и в 2009-м подала заявку на вступление в Европейский Союз. Это государство – Исландия.
Сейчас вся европейская пресса и ТВ приковывают внимание к проблемам Греции и Италии. Изредка упоминают Испанию и Португалию. Об Исландии …забыли. Почему? Вот это и интересно. До 2008 года в этой стране правил неолиберальный режим, благодаря которому Исландия стала одной из самых богатых стран мира. В 2003 году все банки страны были приватизированы, и в целях привлечения иностранных инвесторов они предложили онлайн-банкинг (через Интернет), а минимальные затраты позволили предложить относительно высокие показатели доходности. Это привлекло множество мелких британских и голландских инвесторов. Но, по мере роста инвестиций рос и внешний долг банков. В 2003 году долг Исландии равнялся 200 процентам ее ВВП, а в 2007 году составлял уже 900 процентов. Мировой финансовый кризис 2008 года стал смертельным ударом. Три главных исландских банка оказались на грани банкротства и были национализированы, а исландская крона потеряла 85 процентов своей стоимости по отношению к евро. В конце года Исландия объявила банкротство.
Тогдашний министр-президент (премьер-министр) вел переговоры по предоставлению 2.1 миллиарда долларов кредита, к которому северные страны добавили еще 2,5 миллиарда. Но международное финансовое сообщество давило на Исландию, с тем, чтобы она провела радикальные меры. МВФ и Евросоюз хотели взять на себя этот долг, утверждая, что для страны это единственный путь расплатиться с Британией и Голландией. В Исландии начались массовые акции протеста, приведшие, в конце концов, к отставке правительства. Выборы были проведены весной 2009 года, в результате чего к власти пришла левая коалиция, которая осудила неолиберальную экономическую систему, но сразу же с требованиями к Исландии погасить в общей сложности три с половиной миллиарда евро. Это означало бы, что каждый житель Исландии ежемесячно платил 100 евро в течение пятнадцати лет, чтобы погасить долги, понесенные частными лицами по отношению к другим частным лицам.
То, что случилось позже, не ожидал никто. Мнение о том, что граждане должны платить за ошибки финансовой монополии, что целая страна должна быть обложена данью, чтобы погасить частные долги, изменило отношения между гражданами и их политическими институтами, и в итоге привело к тому, что лидеры Исландии… заняли сторону своих избирателей. Президент страны отказался ратифицировать закон, который сделал бы граждан Исландии заложниками долгов исландских банкиров, и согласился созвать всенародный референдум.
Разумеется, международное сообщество было очень недовольно, мягко говоря. Британия и Голландия грозились суровыми репрессиями, которые приведут к изоляции страны. Когда исландцы собрались голосовать, МВФ угрожал лишить страну любой своей помощи. Британское правительство грозилось заморозить сбережения и текущие счета исландцев. Голландцы утверждали, что Исландия превратится в эдакую «северную Кубу». И все же на мартовском референдуме 2010 года 93 процента исландцев проголосовали против выплаты долгов. МВФ немедленно заморозил кредитование. Но это не изменило решительности внутри страны. Граждане Исландии решили принять новую Конституцию, которая освободила бы страну от власти международных финансов и виртуальных денег. Для этого народ избрал 25 граждан из числа 522 взрослых, не принадлежащих ни к какой политической партии, которых рекомендовали как минимум 30 граждан. Этот документ был делом рук не горстки политиков, а был написан в Интернете. Учредительные заседания проводились он-лайн, и граждане могли писать свои комментарии и вносить предложения, собственными глазами наблюдая, как их Конституция постепенно обретает форму. Конституция, которая в конечном итоге родилась в рамках такого народного участия, будет представлена в парламент на утверждение после следующих выборов. И я на «все сто» уверен, что ее примут. Вот почему об Исландии практически ничего не слышно в последнее время.
Так вот, я хочу спросить: как жители крошечной страны, не имеющей почти ничего, кроме рыбных промыслов и развитой альтернативной энергетики, могли найти в себе силы, гордость и волю показать жирный кукиш финансовым аферистам, а мы… А мы – Украина – 46-миллионная страна, имеющая все, ну или почти все: нефть, газ, золото, металлы, энергетику, леса, реки, моря и т.д. и т.п., мы то что? А мы имеем все, кроме чувства собственного достоинства и гордости. Поэтому, можно считать, не имеем ничего.
Исландцы – древний скандинавский народ, восстал против международных финансистов, попытавшихся их ограбить. Украинцев, кроме международных финансистов, с большим вкусом грабят свои же олигархические кланы. Грабят братья-славяне из России, такие же олигархи. В Исландии люди сами пишут для себя Основной закон. В Украине Конституцию меняют в Верховной Раде те, кто делает жизнь лучше исключительно для себя.
Конечно, у каждой страны свой путь – единственный и неповторимый. Никто не может сказать, что Исландия станет когда-нибудь такой же лучшей по условиям проживания страной, а Украина так и останется на задворках Европы, как флюгер, поворачивая голову то на Запад, то на Восток. Возможно, наша страна в недалеком будущем будет престижной для проживания иностранцев и удобной и безопасной для своих граждан. Вот только, кто это будет решать и воплощать? Никто этого не знает...
Комментариев нет:
Отправить комментарий